Александр Хакимов, «Как сделать правильный выбор»

Душа вечна, а тело временно, они всегда будут отличаться. И порой внутренний мир наших желаний вступает в противоречие с теми законами, по которым живёт наше физическое тело.

Но, вопреки нашему внутреннему сопротивлению, кто-то или что-то совершает над нами насилие, растаптывая наши желания. Прискорбно, но факт – таковы законы, управляющие материальным телом. Оно стареет и умирает. Душа, принимая материальное тело, вынуждена подчиняться и всем законам его существования, хотя сама она не имеет никакого отношения к материальной деятельности.

Душа никогда не стареет, не умирает и не подвергается никаким изменениям. Поэтому её можно назвать акарма, что означает «не совершающая никаких действий». Тогда как тело постоянно занято разнообразной деятельностью и претерпевает всевозможные перемены, поэтому его называют «карма», или «тот, кто работает». Кармой, или деятельностью ради её плодов, называют действия, которые формируют материальные тела живого существа.

Карма – это закон причинно-следственной связи. Действовать можно на уровне ума, речи и на уровне поступков. Человек работает для того, чтобы получить что-то взамен, на грубом или тонком плане. Поэтому карма начинается с желания какой-то выгоды. Никакая работа не может быть выполнена без достаточно сильного желания. Все хотят обладать богатствами или властью, знанием или красотой, силой или отречением. Поэтому люди активны и не могут остановиться даже на мгновение. Так мы приобретаем последствия своей деятельности, которые тоже называются карма и определяют нашу дальнейшую судьбу.

Карма имеет развитие во времени. Таким образом, выстраивается причинно-следственная связь. Она направляется из прошлого в будущее, через настоящее.  Поступок – это семечко. Со временем оно даст росток, который станет деревом. А дерево в свою очередь расцветёт и даст плод. Точно так же и любое действие приносит определенный плод. Какой он будет, можно судить по тому, какое семечко было посажено. Таков закон: каждое действие приносит какой-то конкретный плод. Из семечка яблока вырастет яблоня. Что посеешь – то пожнешь. Мы совершаем хорошие поступки, плохие и смешанные. Поэтому их плоды могут быть также трёх видов – хорошие, плохие или смешанные. И человек ощущает их на себе в виде счастья и разного рода страданий. Совершив хороший поступок, мы получим в будущем хороший плод.

Таким образом, за счастье нужно платить благими делами. Но если мы не хотим платить, к нам приходят страдания. За них ничего платить не нужно. Например, кто-то может сказать: «Я не делаю людям ничего плохого. Почему меня никто не уважает? Почему я страдаю?» Потому что ты не делаешь ничего хорошего. Согласно этому закону, человек обязан быть счастливым, иначе он будет наказан страданиями.

Работа, выполняемая в невежестве, приносит разрушения и несчастья. Такие действия совершают дети или глупые люди.

Когда работа связана со страстным желанием выгоды, она приносит некоторые временные плоды, но увеличивает человеческие пороки, такие, как жадность или гордыня. Получив богатство и власть, человек обычно становится хуже.

Работа, связанная с высшими принципами добродетели, очищает наше сознание и приносит ощущение счастья. Когда человек делает добро людям, они становятся его друзьями. Есть пословица – не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Итак, выбрав одно из этих направлений деятельности, каждый в будущем получит ее последствия. Кроме того, нужно учесть, что в настоящий момент мы должны отрабатывать карму прошлого, получать плоды совершенных когда-то поступков. Поэтому главное для нас – сделать правильный выбор. Поступить так, чтобы это принесло нам пользу.

Выбор и отвержение идут рука об руку. Если я выбираю пищу высшего качества, это означает, что я отказываюсь от низкосортной еды. И наоборот. Принять одновременно и то, и другое очень трудно. Мы видим: если человек становится плохим, он перестаёт делать хорошее, а став хорошим, не хочет больше поступать плохо. Однако, можно заметить, что плохое и хорошее, как правило, в человеке смешано.

Так происходит, потому что обычно люди не постоянны в своём выборе.

И это очень трудно – быть плохим и хорошим одновременно. Столько внутренней борьбы, столько раскаяний, благословений и проклятий, взлётов и падений. Такова человеческая жизнь. Мы несём в себе эти противоречия ещё из прошлых жизней и забираем с собой в будущее.

Впрочем, что бы там ни было в прошлом и что бы ни ожидало нас в будущем, мы всегда остаёмся в настоящем, в том месте, где мы можем сделать свой выбор. Человек создает будущее прямо сейчас. Ошибаются люди, которые постоянно думают о будущем, и не замечают настоящего. Их будущее так и останется навечно в их воображении. Оно никогда не воплотится.

Посмотрите на картину Васнецова «Витязь на распутье». Вот он момент настоящего. Куда идти? Чтобы двинуться в путь навстречу собственной судьбе, нужно быть героем или очень мудрым человеком. И действительно, согласился бы человек делать то, что он делает сейчас, если бы заранее знал, к чему это приведет?

Изначальное значение слова карма – «благочестивая, религиозная деятельность, направленная на благо всех людей». Человек, занятый такой деятельностью, проживает удивительную жизнь в добрых подвигах. Он дарит просветление и счастье людям, отрекаясь от себя. Таков праведник, после смерти он поднимается на райские планеты. Вот один из путей.

Пойдешь им – станешь героем и возвысишься, но здесь, в этом мире, погибнешь. Герои, как правило, наслаждаются жизнью только после смерти, когда попадают в рай. Но, получив там свою награду, они снова возвращаются сюда, на землю, чтобы зарабатывать новую карму. Потому что в раю никто не работает. Там только наслаждаются хорошей кармой. И чтобы попасть в рай, нужно заслужить его здесь. Только на земном уровне Вселенной создаётся карма. Карма – как деньги, кончились – нужно снова идти на работу.

Помимо благочестивой есть также греховная, эгоистическая деятельность, направленная на удовлетворение собственных чувств. Она называется викарма и относится к тому случаю, когда человек готов на всё ради собственного счастья – воровство, обман и даже насилие над другими людьми. Плоды такой деятельности исполнены страданий как для того, кто ею занят, так и для всех окружающих. Другими словами, викарма – это деятельность, направленная во вред самому себе. После смерти такой человек всегда получает плохое, неудачное рождение и в конечном счете попадает в ад. Но и там он не остаётся навечно. Очистившись от плохой кармы, он снова возвращается на землю и продолжает здесь творить свою судьбу.

Кроме благочестивой и греховной деятельности существует также акарма – деятельность, не приносящая результата, или бездействие. Для вечно активной души полный отказ от деятельности невозможен. Но иногда человек не хочет выполнять свои обязанности, скажем, на работе или в семье. Такой образ жизни избирают люди разочарованные, потерявшие веру в Бога и в свои силы. Они презираются обществом и утрачивают хорошие качества. Потеряв творческую энергию, эти люди постепенно опускаются на самое дно жизни. После смерти они становятся привидениями, животными или идут в ад. Временное прекращение деятельности это просто усталость.

Мудрый же человек отказывается не от самой деятельности, а от чувства собственности по отношению к её плодам. Он знает, что в этом мире ему ничто не принадлежит, ведь он приходит ни с чем и ни с чем уходит. «Прах ты и в прах обратишься». Всё принадлежит Богу. Понимая это, мудрый человек работает не ради накопления богатств, а и для того, чтобы возвыситься духовно. Ведь существует высшее предназначение души. В итоге, человек предлагает все свои труды Всевышнему Господу просто из любви и благодарности.

Настоящая любовь бескорыстна, самодостаточна и не нуждается в материальной поддержке. Наоборот все материальные отношения требуют, чтобы в их основе была любовь. На самом деле, каждый человек хочет служить из побуждений чистой любви, без примеси выгоды.

Когда человек действует в подобном умонастроении, для него не существует больше ни греха, ни добродетели, ни ада, ни рая. Что бы он ни делал, он не получает плохой или хорошей кармы. Это путь освобождения души, или акарма – возвращение к Богу.