В чем смысл духовной жизни?

молитва

Главная функция духовной жизни — это научиться искренне звать, бескорыстно звать. Поэтому через определенные стадии проходит духовное мировосприятие человека. Сначала он должен войти в состояние смирения. Что такое смирение? Это значит я понимаю, что ни на миллиметр я не продвинусь в своём развитии своими усилиями. Вот это смирение.

Эгоистичный человек, не смиренный человек думает: «Сейчас я сам все, сейчас все. Дайте мне, что тут делать? Книгу читать? Сейчас книгу прочитаем. Что там, молитву повторять? Сейчас все повторим, чётки изжуём за один день, изотрём. Что делать, скажите? Сейчас все, все, все». Как говорится, научи дурака Богу молиться, он голову разобьёт. То есть он пытается взять методом спортивной тренировки духовную жизнь.

Но, в действительности, путь лежит через смирение. Смирение — это значит, что я начинаю понимать. Судьба мне посылает такие трудности, в которых я начинаю понимать, что мои усилия бесполезны, мои усилия ничего не значат. В действительности, я могу только звать. Вот то, что мы можем делать, это мы можем звать. И в этом нашем зове должна быть бескорыстие, то есть мы должны звать только для одного, чтобы начать своё общение.

Общение — это всегда только служение, когда мы служим кому-то. Вот это общение. Все остальное это не общение, все остальное это эксплуатация. Поэтому, если мы хотим общаться с Богом, и наш зов искренний, наша духовная практика искренна, тогда это легко происходит. То есть Бог может преодолеть любое расстояние. Для него это не проблема. Для нас проблема, большая проблема. Ну как минимум полтора часа до дома надо ехать, да? Для нас это проблема. Для Него это не проблема.

Поэтому Он приходит на зов в сердце. Вот в этом мистическая составляющая духовной практики. Мистика духовной жизни не в том, что кто-то руками вылечил, кто-то по луже прошёл, кто-то ещё что-то. Кто-то может не есть, кто-то может не дышать. Нет, это не мистическая составляющая. Настоящая мистическая составляющая в том, что духовно развитая личность, йог, зовёт в своём сердце и Бог приходит. Вот это вот действительно интересно. Все остальное неинтересно. Потому что, чтобы в этом мире мы не увидели, все это грустно, все это мы уже видели тысячу раз, ничего интересного нет. Но эксклюзивность духовной практики — это реальное приближение к Богу.

Из лекции Вячеслава Рузова «Что такое духовная практика?»